Статьи

Рост количества налогов: готовятся важные изменения

В правительстве идет подготовка проекта закона, который внесет существенные изменения в Налоговый кодекс. Суть их состоит в увеличении количества налогов за счет отнесения к их числу других обязательных платежей. Планируется работы по разработке законопроекта завершить к сентябрю. Рассмотрим, с чем связаны такие нововведения и что конкретно ожидает налогоплательщиков.

Обоснование необходимости в изменениях

До недавнего времени на уровне регионов могли устанавливаться такие налоговые и другие обязательные платежи, которые не предусмотрены в федеральном законодательстве. Поэтому доходило до того, что при всем желании предприниматели никак не могли выполнить все обязательства перед бюджетом, не рискуя при этом разориться. На налоги и другие платежи уходила не только прибыль, но и принадлежащий компании капитал.

В этих условиях особенно острой стала необходимость упорядочить все обязательные для бизнеса платежи и на федеральном уровне унифицировать их. Фиксация списка налогов в Налоговом кодексе должна привести к ослаблению нагрузки, с которой приходится справляться субъектам хозяйствования.

Проблемы систематизации неналоговых платежей

Обязательные платежи, которые не являются налогами, могут устанавливаться государственными органами разных уровней. Кроме того, они нередко имеют отраслевой характер. Так, отдельные виды взносов предусмотрены в сфере связи, туризма, в системе банковских услуг и т.п.

Рассчитать нагрузку, которую несет бизнес в связи с необходимостью осуществлять неналоговые платежи, практически невозможно. Их большое количество, в том числе таможенные сборы и пошлины, плата за провоз грузов по дорогам, экологический сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду и многие другие. Кроме того, представителям бизнеса приходится тратить свои средства на лицензионные платежи по заключенным с муниципальными образованиями соглашениям, за пользование недрами и за участие в аукционах.

Однако разнообразие неналоговых платежей и отсутствие их единой системы усугубляется более серьезной проблемой. Не все они учитываются при определении базы для начисления некоторых налогов, в том числе на прибыль. Потраченные средства не всегда входят в состав расходов.

В отечественном законодательстве отсутствует определение квазиналоговых платежей. Можно встретить самые разнообразные позиции по поводу того, какие выплаты к ним относятся. Это и госпошлины в сфере дорожного движения, и плата за техосмотр, за парковку, платежи по обязательному страхованию ОСАГО, и отраслевые отчисления. Нет определенности и в вопросе включения квазиналоговых платежей в сумму расходов при упрощенной системе налогообложения или в случае начисления налога на прибыль.

Таким образом, неналоговые обязательные платежи на сегодня не систематизированы. Их исчерпывающего перечня в законодательстве нет. Порядок начисления и оплаты этих сумм закреплен в огромном количестве разнообразных нормативных актов. И это не только акты федерального законодательства, но и документы, составленные на уровне субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Действуют также правила, установленные в определенной отрасли.

Перечень проблем, связанных с осуществлением неналоговых платежей, можно завершить упоминанием о сложностях с привлечением к ответственности за нарушения в этой сфере, а также с определением субъекта администрирования. Представителям бизнеса крайне сложно разобраться во всех этих вопросах, в результате чего неизбежно возникают нарушения платежной дисциплины.

Как планируется упорядочить неналоговые платежи?

Чтобы навести порядок в многочисленных выплатах, следует для начала отобрать те из них, которые по всем признакам можно отнести к налогам, например таможенные пошлины. Их необходимо предусмотреть в Налоговом кодексе. Таким образом можно будет решить проблемы применения наказаний к нарушителям, отчетности, включения в базу для начисления прямых налогов и расчетов. Остальные платежи, которые не будут включены в НК, должны быть собраны в общем реестре.

На уровне Правительства неоднократно рассматривался вопрос о систематизации неналоговых платежей, в частности о создании их кодекса. За его разработку отвечают Минэкономразвития и Минфин. Как и в Налоговом кодексе, в новом документе предполагается определить, на каких условиях вводятся платежи, по каким правилам определяются их размеры, с какой периодичностью их необходимо вносить и т.п. В проекте кодекса присутствуют также нормы о правах плательщиков и их обязанностях. Было запланировано рассмотрение документа до 2019 года, но на сегодня он даже не внесен в Государственную Думу.

Работы по подготовке законодательной базы для систематизации неналоговых платежей продолжаются. Предполагается, что до сентября текущего года будет разработан соответствующий законопроект. Для реализации этой задачи создана правительственная рабочая группа.

Ожидаемые последствия реформы

При условии, что неналоговые платежи будут систематизированы, представителям бизнеса станет проще проводить расчеты благодаря появлению определенности в порядке администрирования, определения размера платежей, санкциях и других юридических вопросах.