Оформление услуг в бухгалтерском учете
В ходе хозяйственной деятельности компаниям и частным лицам, занимающимся бизнесом, зачастую требуются услуги сторонних специалистов. Кроме того, многие такие субъекты оказывают их сами. Поэтому крайне важно понимать, как правильно с точки зрения бухгалтерии оформлять соответствующие операции.
Следует принимать во внимание, что бухучет полученных и оказанных услуг обладает некоторыми особенностями, и для проводок по ним действуют особые правила. Чтобы избежать возможных проблем, в том числе, повышенного интереса со стороны контролирующих и надзорных органов, необходимо учитывать эту специфику и обеспечивать грамотное бухгалтерское оформление.
Что означает услуга в бухгалтерском учете
Толкование понятия «услуга» содержится в Налоговом кодексе. Здесь она определяется как вид не выраженной материально деятельности, потребление и реализация результатов которой происходят в процессе хозяйствования.
Можно привести также ряд дополнительных определений.
- Действия, которые используются для создания ценности, но не способны быть ею самостоятельно.
- Деятельность, вследствие которой не создается самостоятельный продукт или другие материальные ценности.
Таким образом, основываясь на приведенных определениях, можно сформулировать особенности таких объектов договорных отношений.
- Нематериальность, которая отличает их от товаров.
- Реализация в процессе оказания. Отличие от товаров состоит также в отдаленности их потребления от производства. Между этими событиями товар проходит ряд стадий производства.
- Принадлежность к категории «деятельность», то есть выполнение действий.
Все приведенные характеристики непосредственно влияют на порядок бухгалтерского документирования.
Бухгалтерские проводки по услугам
Счет услуги в бухгалтерском учете и проводки по нему различаются для заказчиков и исполнителей услуг. Далее будет рассмотрено, какие основные правила действуют для разных участников договорных отношений по их предоставлению. Но сначала следует сформулировать общие советы по бухучету.
- Для проведения бухгалтерских проводок требуются подтверждающие первичные документы, в которых зафиксированы результаты выполнения заказа. Между сторонами должен быть заключен договор, в котором отражаются все действия, которые требуются.
- При совершении соответствующих действий заполняется акт. Его формы в законодательстве нет, как и строгих требований к содержанию, поэтому можно составлять этот документ в свободной форме, но по согласованию сторон договора. Чтобы вычесть НДС, к акту прикладывается счет-фактура.
- Расходы отражаются без НДС.
- Проводится по отчетности и операция по оплате после ее фактического осуществления заказчиком.
- Может проводиться вычет НДС, сумма которого должна быть зафиксирована в книге покупок. Далее списываются затраты на себестоимость, что также отображается в бухучете.
Бухгалтерские проводки у исполнителя
Порядок ведения бухгалтерии зависит от сферы деятельности хозяйствующего субъекта и выбранной им системы налогообложения. Для минимизации налоговой нагрузки исполнители зачастую предпочитают специальные режимы уплаты налогов: упрощенный или так называемую «вмененку», то есть налог на вмененный доход. Можно также оставаться на стандартной общей системе.
Выручка исполнителя – это доход, полученный от осуществления обычных видов деятельности. В бухгалтерских проводках необходимо отразить реализацию услуг, списание их себестоимости, начисление НДС и факт внесения платы заказчиком.
Бухучет затрат осуществляется с некоторыми особенностями в зависимости от сферы деятельности. Если исполнителю не нужны вложения денежных средств или других ресурсов (аудиторских, информационных и т.п.), все его затраты попадают в дебет счета «Производственные расходы».
В случае, когда исполнителем создаются материальные ценности, фиксация затрат усложняется. Дополнительно необходимо задействовать такие статьи как «Общехозяйственные расходы», «Общепроизводственные расходы» и «Готовая продукция».
В проводках по расходам должно отражаться списание сырья, начисление оплаты труда и взносов во внебюджетные фонды.
Бухгалтерские проводки у заказчика
Для компании, получающей услуги, они относятся к расходам и фиксируются на затратных счетах. Бухгалтерские проводки отражают оплату исполнителю, принятие расходов и входящего НДС к учету. Но когда растут цены приобретенных товаров либо основных средств, необходимо отражать факт такого роста.
Виды услуг и их отражение
Услуги могут быть оказаны в разнообразных формах. В качестве примеров приведем некоторые из них.
- Транспортные.
- Информационные.
- Риелторские.
- Хранения товаров или других объектов.
- Предпродажной подготовки.
- Юридические.
- Консультационные.
- Жилищно-коммунальные.
- Аудиторские.
- Образовательные.
- Связь.
- Кадровые. На этом пункте стоит остановиться. Для подбора персонала и подготовки документов о приеме, увольнении или других изменениях, связанных с сотрудниками, необязательно иметь собственную кадровую службу. Эти функции могут выполняться извне.
- Дизайн. Разработка логотипа, вывески, рекламных и других подобных объектов требуется любой фирме.
- Бухгалтерское обслуживание. Вы можете отказаться о содержания штатных бухгалтеров и передать ведение бухгалтерии сторонним сотрудникам, например работающим в нашей компании.
- Услуги любого типа в бухучете фиксируются в качестве затрат. При этом за основу берутся такие первичные документы, которыми подтверждается факт их оказания.
- Договор, предметом которого является оказание услуг. Порядок его составления и заключения регламентируется Гражданским кодексом.
- Документ, которым подтверждается факт выполнения условий договора, например, акт выполненных работ. В нем упоминается название компании-исполнителя, проведенные работы, их цены и количественные показатели. Такой документ обязателен в случаях, когда этого требует закон, например, по договору подряда в строительстве.
- Транспортные документы (накладные и т.п.). Нужны в случае, когда предметом сотрудничества заказчика с исполнителем является перевозка.
Кроме перечисленных видов документации, может оформлять и дополнительные.
Стороны договора – заказчик и исполнитель. При его выполнении бухгалтерское сопровождение у этих действующих лиц происходит по-разному.
С точки зрения бухгалтерии основное деление услуг – на полученные и предоставленные. Именно от принадлежности к одной из этих категорий зависят правила проводок и отражения процессов в документах. Осуществление бухгалтерского учета полученных услуг и предоставленных существенно отличается.
Вы озабочены правильной фиксацией своих операций и не готовы сражаться с налоговой службой и другими органами контроля из-за неточных проводок или ошибок в документах? В таком случае советуем обратиться к сотрудникам нашей компании.
Польза от сотрудничества с нами.
- Можно получить помощь квалифицированных бухгалтеров оперативно и просто.
- Вся ваша бухгалтерская документация будет оформлена качественно и в соответствии с требованиями закона. В проводках не будет неточностей, и налоговики не смогут предъявить никаких претензий.
- Высокое качество обслуживания гарантируется. У нас работают профессионалы с профильным образованием, богатыми знаниями и навыками в бухгалтерском сопровождении. Мы занимаемся постоянным повышением квалификации персонала.
- Есть возможность воспользоваться комплексной помощью по цене ниже средней на рынке. У нашей компании гибкая ценовая политика и особые льготные условия сотрудничества для постоянных клиентов.
- Обращение к нам – это шанс спокойно заниматься развитием своего бизнеса, не отвлекаясь на выполнение второстепенных заданий.